Квест — жанр компьютерных игр, близкий к искусству

Квест

Назвать квест искусством вряд ли повернется язык даже у самого распоследнего фаната этого компьютерного жанра. Как ни крути, а квестер чем-то напоминает подопытную мартышку: выбрал синий квадратик — получи банан, предпочел красный треугольник — прими на грудь электрический разряд…

Новое поколение выбирает стратегии и экшены, но и тут — хоть убейся — какие бы дурацкие правила ни выдумали создатели игры, выполнять их все равно придется. Стоит поговорить о квесте именно как об искусстве, а не средстве «насилия» над личностью.

Из истории квеста

…Ничто не предвещало ему блестящего будущего. Хотя квест, или как его еще называли — бродилка, почти ровесник персонального компьютера. Он появился еще тогда, когда никто и не мечтал увидеть картинку на экране PC. Выглядел первый квест как диалог двух пишущих машинок.

  • «Иду на северо-восток», — выстукивал на клавиатуре игрок.
  • «Видишь замок на холме», — откликалась машина…

Интерес игре придавали лишь многочисленные логические задачи, лабиринты и головоломки, которых и сейчас в любом квесте — пруд пруди. Нагло вторгаясь в сюжет, они заставляют игрока недоумевать: почему, скажем, разбить окно можно только кирпичом, найденным в результате долгих странствий, а не одним из множества увесистых предметов, под тяжестью которых уже согнулся герой.

Даже с появлением приличной графики, усложняя задачи и удлиняя лабиринты, создатели квестов так и не смогли избавить свои творения от некоторого налета тупости, отчетливо видимого если не самому игроку, то праздношатающимся окрест монитора болельщикам. А их в те времена, по скромным подсчетам, на одного геймера обычно приходилось не менее пяти (особенно, если речь идет о стримерах на твиче или в ютубе).

Квест

Союз квеста и RPG

Так и влачил бы квест печальное существование второсортной программы для инвалидов киберпространства, которые и мышью-то быстро возить не могут, и мозгами не вышли, чтобы в стратегии играть. Но повстречалась ему на узкой компьютерной дорожке ролевая игра. От их счастливого союза и родилось то самое искусство квеста.

Вообще-то кабинетная ролевая игра старше компьютера и прекрасно может обходиться без него, существуя исключительно в мозгах теплой компании играющих. По сути она является этакой формой дружеского общения: игроки выбирают себе роли разных фантастических героев, снабжая их при этом вполне конкретными характеристиками вроде силы, ума, магических способностей… (Самое интересное, что все это выражается в виде числовых коэффициентов. Многие современные квесты сохранили это качество.) Выбрав роль орка, тролля, эльфа или еще бог знает какой нечисти, игроки отправляются в мысленное странствие по мирам фэнтэзи. Рассказывая о своих ощущениях и о том, что им (якобы) удалось увидеть «внутренним зрением», они думают прежде всего о логике событий и о том, насколько соответствуют действия персонажа его психофизическим характеристикам, заданным в начале игры.

Ролевая игра преобразила квест, подарив ему не только новые яркие и динамичные сюжеты, но и героев-личностей, способных действовать логически и более-менее самостоятельно.

Рождение нового искусства

Скинув оковы древних головоломок, квест вслед за своим славным родителем отправился в путешествие… Нет, не по фантастическим мирам, а по извилинам обычных землян, ибо нет в мире ничего более странного, дикого, загадочного и курьезного, чем человеческий разум. Если бы не это, искусство (во всяком случае литература) давно бы уже умерло, а кино (те картины, которые интересно смотреть) даже и не родилось. С той минуты, когда создатели квестов робко ступили на осклизлую почву коры головного мозга, квест начал стремительно тянуться к тому, что называется искусством.

Конечно, психология психологией, но унылая графика никогда не позволила бы в полной мере насладиться тонкими наблюдениями над человеческой природой, которыми игроманов потчуют эстеты-игрушечники. Только мультимедиа дала квесту те умопомрачительные средства выражения, которых никогда не было и не будет ни у одного из существующих видов искусства.

Сколько восторгов и проклятий в адрес игрушек с полнометражным видео было сказано! Любители стрелялок и ходилок обвиняют создателей квестов (а видео там по преимуществу и живет) в выпендреже и неумении рисовать, фирмы-производители таких игрушек вопят о революции в технологиях и новом стандарте… Истина же, как всегда, осталась посередине.

Квест как жанр компьютерных игр

Психологический квест без видео похож на мультик по пьесе Шекспира. Все можно нарисовать еще лучше, чем в жизни, только игру актеров ничем не заменишь. Пока новый вид искусства еще в пеленках и не выработал своих собственных стандартов, его пестуют все кому не лень — писатели, художники, кинорежиссеры. Возможно, завтра появится квест, созданный практикующим психоаналитиком или отставным водопроводчиком. Каждый старается внести в жанр то, что более всего его занимает, но по каким-то причинам не нашло отражения в его традиционной деятельности.

Например, при экранизации больших классических романов сценаристам всегда приходится жертвовать важными и интересными второстепенными персонажами и рассказами об их прошлом и будущем. Даже в монументальных сериалах не всегда удается охватить все содержание книги.

В качественном квесте можно узнать все что угодно почти о каждом герое игры. Поговорите с ними — они расскажут о своем прошлом; захотите проведать их в конце игры — придется, конечно, поискать, но ни одна линия сюжета не прервется и не исчезнет просто так, без объяснений. Вы можете узнать о судьбе каждого — от любимой кошечки героини до придурка, нашедшего приют в ее каретном сарае.

Куда там старой доброй книге! Как ни крути, а на странице 256 вам расскажут о бедной сиротке, внучатой племяннице, и на странице 1024 ее похоронят.

То ли дело квест! Это мир, в который вы можете приходить раз за разом, общаясь с новыми людьми и участвуя в новых событиях или избегая их. И подглядеть в конец не удастся (хотя нет — всегда можно сунуть нос в спойлер)!

Увы, свободный и раскованный квест без дурацких головоломок, с идеально логичным и динамичным сюжетом — большая редкость.

Мир квеста отнюдь не ограничивается сценарием его создателя. Истинным произведением искусства он становится, когда игрок может войти в его реальность, активно ее исследуя и преобразуя. Результат зависит от объединенных усилий — так сказать, совместного творчества.

© igrofun.ru

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*